Sergey Yushinskiy (syushinskiy) wrote,
Sergey Yushinskiy
syushinskiy

Сходили с мужиками за водой: Колвица-Кутса в июне (часть 2).

В первой части нашего увлекательного путешествия по северу Карелии мы чем только не занимались, кроме гребли. В надежде урвать паводок в условиях спадающей с каждым днем воды, нам пришлось резко сверстать новый план: отменяем поездку на Рябину с Товандом и надеемся успеть на Кутсайоки. А может даже пройти ее до конца, а не до "брода", как было задумано ранее.

1. Бросив подбитый бус в промзоне Кандалакши, к ночи мы доползли на перекладных до озера Юрхямяярви, из которого вытекает Красненькая. По идее река Красненькая - это пять км забористого вайтвотера. При условии, что нальет по максимуму. И тогда устрашающие туристические топонимы типа "порог Кавказский, переходящий в Горку" действительно становятся интересными. Ну а пока мы стоим на озере среди таежной безмятежности и и до утра не знаем, что...

2. ... что желанной воды в Красненькой тоже уже нет. К завтраку разведка со слезами на глазах донесла, что можно не напрягаться и нас ждет специальный слалом вместо скоростного спуска. По сути большинство порогов реки - скальные каньоны с хорошим по меркам Карелии уклоном, но весьма небольшой (для катов) ширины, забитые камнями разного размера. Среди этой красоты нам и пришлось выступать на груженых катамаранах.

3. Слалом с вальсом начался прямо в первом каньоне, по ошибке названном Коротким вместо Негабритного. Обстучав стенки верхней части мы без просмотра заехали вторую.

4. А вторая часть оказалась богата на подставы. В ней две последовательных линии "надолбов" из острых обливников, проскочить которые по нашей воде можно только если просмотреть фарватер. Или быстро меняя линию движения, запуская негабаритные зубья в т.ч. и между баллонов, стуча по ним рамой. Без повреждений это удалось сделать только нашему экипажу и мы встали ремонтироваться.

5. Ремонтировались долго и снова стартанули только в девятом часу, благо ночи уже белые. Впереди нас ждал апофеоз всего пятикилометрового участка: каньон "Щечки" и Кавказский с Горкой.

6. В щечки втиснулись почти все, что не могло не радовать, т.к. в августе 2005 каты у нас в буквальном смысле повисли среди стенок. Т.е. вода все же скорее есть, чем нет, хотя чувство неудовлетворенности все равно не покидает.

7. Шедшего на родейном каяке Кирилла все время кусало за жопу и клало назад, таковы были особенности лодки и струи. Со стороны за него можно было бы порадоваться как за единственного, кому "вставляет", но еще чуть-чуть и начнется совсем веселье.

9. То ли начало порога Горка, то ли конец Кавказского, описание реки я честно признаться не читал (привычка с Кавказа идти сходу, так интереснее). На часах скоро полночь.

Проехав оставшийся участок и влившись в озеро Ниваярви, с которого и начинается самая неординарная река Карелии, мы встали на страховку. Как говорится, ничего не предвещало. Лодки шли тандемом, каты скучали внизу "на вылове". В одном из сливов Горки каяк Кирилла снова укусило за хвост и моментально отправило по баллистической траектории назад. Но вместо пенной ванны сзади оказался скальный осколок, который пришелся Кириллу в незащищенное спасжилетом место под лопаткой. С дистанции в 100-150м было плохо видно, какой силы был удар с учетом веса тела и лодки, но Кирилл сразу отстрелился без попыток встать и ушел плавать самостоятельно. Его почти тут же прибило к берегу, он с трудом выполз и залег. Из-за боли и конкретного затруднения дыхания мы начали подозревать перелом ребер и подумывать о кратчайших маршрутах к людям. Но в итоге все обошлось сильнейшим ушибом, хреновой ночью на обезболивающих и незапланированной дневкой.

9. Имея в распоряжении сутки на поправку здоровья, основным развлечением были карты, алкоголь, женщины был осмотр достопримечательностей, а их то тут как грязи: таежный лес, болотистое озеро в скальном распадке и хребет, поджимающий с запада озеро Ниваярви. Сплошная медитация, мысли о бренности и так далее...

10. Например так: "Что наша жизнь? Вода...". Как было где-то уже?! На фото первое препятствие Кутсайоки - порог-неводопад Безымянный, с которого она и начинается.

11. Таежный натюрморт как необязательный штрих к пейзажу.

12. Панорама нижней части озера Ниваярви. Суровая, таежно-справедливая. Протяженность озера около 8км, самый широкий участок - 250м, а глубину никто не мерил. Вероятно в нем даже водится какое-нибудь чудовище, а по берегам так вообще толпы.

Демократия и свободное время породили ряд вопросов. Кто-то считал, что по такой воде и из-за потерянного дня надо заканчивать раньше, кто-то готов был проехать реку до конца за двое суток вместо традиционных четырех ходовых дней. Здравый смысл победил гусарство: под давлением обстоятельств в очередной раз укорачиваем маршрут и идем до "брода", а не до водохранилища, т.е. нам всего-то 10км реки. Все равно дальше нет ни воды, ни течения в помощь, ни особо интересных порогов. Взамен получаем два запасных дня, что всегда кстати, если впереди порог-аттракцион, обнос с лазаньем непроходимого водопада, пяток порогов класса III, катамаран с потерпевшим пассажиром и прочие живописные истории.

13. В пороге "Сомнительный" 10 лет назад я прилег на к2 по еще более скромной воде, хотя и эта с берега кажется фигней. В принципе так оно и есть.

16. "Ну а когда наконец круто-то будет?" - спрашивает Грих. "Да сейчас зажжем" - отвечают ему с К4.

17. Не могу сказать, что шивера с непонятной аббревиатурой БСТ представляет интерес. Скорее она примечательна вот таким "трамваем", но я всегда удивлялся, как это у некоторых получается в него впиливаться. Первыми в порог поехали мы на двойке, но на расслабоне не выдержали линию движения. С трудом увернувшись от камня, поняли, что нам не надо вставать на страховку ниже, лучше сразу дежурить у кармана, в который валит всей струей.

18. Летевшая следом перегруженная четверка наш маневр повторить не смогла, а истошное "е@твоюмать!" было сигналом к началу семинара по спасению терпящих бедствие в прижимах. Три часа мы увлекательно копошились вокруг камня в радость проплывающей мимо группе и опыта для. Оказывается 8 мужиков не могут просто взять и дернуть катамаран, если он вот так встрял и прижат струей. Сила воды оказалась более чем внушительной, а после разбора судна в конце похода стало понятно, что еще и рама под замену.

19. Нарезвившись у камня, мы подошли к водопаду М. Янискенгас ("Оба-На") и сели впечатляться. Горка с перепадом около 10м выглядит крайне внушительно и вдохновляет на обнос вещей вместе с судном и заодно на побег. Чуть позже приходит мысль "да тут же нет нифига" и начинают выстраиваться концепции покорения.

20. "Смотри, Костян, только не сюда...". Да, и правда был такой эпизод: мы однажды вошли в эту скалу на ходах и свалились вниз спиной вперед.

21. В этот раз решили сократить произвольные элементы программы и проехали водопад как в аквапарке. На деле это просто: отталкиваешься от берега, разворачиваешься на слив и тут при виде в туманной дали макушек елок где-то внутри что-то замирает, а воображение само дорисовывает картинку бездны с преисподней. Чтобы туда рухнуть, надо найти "петух" на срезе и прицелить его между баллонов. А дальше уже все в автоматическом режиме и можно наслаждаться падением, а оно настолько моментально, что понять практически ничего не успеваешь.

23. Когда мы шли водопад, я как то не думал, что он будет так скучно выглядеть на фото. Мне пишут «парни, мы посмотрели, как вы всей командой кайфуете от прохождения и это придало нам уверенности», а я садился на кат и напрягался, как зайти точно и не убраться направо на радость тем, кто «над порогом».

24. Сразу за малым водопадом находится большой. Его пока ходят только каякеры, но... Короче мы ограничились только традиционным фото на фоне падающих струй: рук. Дима Калмыков и Ко.

По сути на этом всё бурноводное веселье этой поездки и закончилось (если вообще начиналось). Был еще оправдывающий свое название порог Тесный, длинный и веселый часовой плес до "брода", откуда все уезжают, и сразу заминочная прогулка на 7км в сторону цивилизации в попытке поймать сеть и вызвать машину. Сеть не нашлась даже в деревне Вуориярви (оказывается идти надо было в противоположном направлении до ближайшей сопки), зато поймалась та сама машина в момент, когда наша экспедиция уже выбилась из сил, а сама машина в третьем часу ночи уже казалась галлюцинацией. Был разбор судов до лучших времен, когда нам наконец-то нальет, отвисание в "Японии" на берегу Белого моря и долгая дорога домой, полная новых развлечений. Но это уже другие истории.