Sergey Yushinskiy (syushinskiy) wrote,
Sergey Yushinskiy
syushinskiy

Домбай 2017.

В преддверии нового горнолыжного сезона самое время вспомнить, как мы в феврале этого года снова покатались в Домбае и почему в этом сезоне я туда скорее всего не соберусь.

Где-то к декабрю мы наконец решили, что пора сверстать планы на сезон и подыскать варианты на две семьи с толпой детей. Начали с Австрии, плавно перешли во Францию и в итоге дошли до Андорры (где даже забукали апартаменты), но все это не отвечало в полной мере нашим представлениям об адекватном соотношении цены и качества (разница между ), а мелкие компромиссы вызывали еще больше вопросов. Так в нашем тендере замаячил Кавказ. Но Красную Поляну мы вычеркнули сразу, Архыз удалился сам по причине отсутствия жилья (хотя мне он очень полюбился и, не смотря на все еще скромный "километраж", я считаю его оптимальным детским курортом), а в противостоянии Домбая и Приэльбрусья вопрос решился по умолчанию. Забегая вперед сразу занимательная бухгалтерия: Домбай обошелся в 1.5 раза дешевле Андорры и примерно сопоставим по стоимости с Сорочанами, если бы мы туда мотались каждый день из дома.

1. Такой Домбай, который нравится всем. "Но есть нюанс..."

Как и годом ранее, я поехал снова на машине, выехав за сутки до прилета всей остальной "делегации". Правда из-за форс-мажора пришлось рулить одному и к Ростову я уже радовался, когда у меня проверяли документы - хотелось поговорить. Дорога не особо тяжелая и на каждую сотню км получается отыгрывать десять минут от расчета яндекса, практически не нарушая скоростной режим. Выехав из Москвы в районе 11 утра, примерно через 12 часов я остановился за Ростовом в гостинице "Родина" (гостиница очень приличная и аккуратная, хотя я ожидал скорее мотель с парковкой для дальнобоев), отоспался, и в 5 утра уже выехал в сторону Домбая.

2. Дорога Карачаевск - Домбай, известный вид от Сентинского храма.

В Теберде я оказался на шесть часов раньше плана и испытывал острую необходимость убить время. Перед тем, как поехать в гости к друзьям, было решено прикоснуться к истории и подняться до Сентинского храма (но фото в посте не будет, потому что и много и я чуть позже выложу в отдельно). Правда отвисал я в тишине на солнышке всего минут 15, т.к. приехала галдящая толпа на квадриках и обломала все мысли о прекрасном. Прикинув, что у меня времени все еще вагон, я не мог не поехать на разведку выше в горы, т.к. меня интересовал столь редкий здесь снег и рельеф под скитур-авантюры. На 1800м (северных экспозиций, солнечные склоны были голы) снега уже было достаточно для катания, но там где он по-настоящему начинался, кончались возможности моего "внедорожника".

3. В какой-то момент понял, что в одиночку могу не откопаться. Заехал до 1850м, 6 км от храма.

Спуск был уже не такой простой. Начало холодать и ушло солнце, а ручьи, постоянно промывающие грунтовку, за какой-то час мигом встали льдом. Особенно скользко было ниже храма. В Домбай я приехал уже в сумерках, всех встретил и мы пошли обживаться.

[Кратко о размещении в Домбае]

За последние годы в Домбае построили много новостроя (архитектура некоторых объектов и планировка поселка в целом вызывает много неоднозначных эмоций, а бессистемная застройка явно не идет на пользу поселку). В этот раз мы искали сразу несколько вариантов: одну большую квартиру минимум на две спальни и гостиной, однушку и две трешки.

1. Отели (около 60% фонда). Их много (около 40) и есть варианты на любой бюджет: часть из них есть букинге, а часть, напротив, бронируется только через мобильник. В основном это минигостиницы разной звездатости на 10-20 номеров, основным отличием которых будет удаленность от подъемника. Есть еще мастодонты советской эпохи типа Горных Вершин (сильно изношена и вроде должна была закрыться с 2017г. К тому же там несколько собственников), "Домбая" и эпичного недостроя под названием "Аманауз", но я ничего про них писать не буду, т.к. обычно в горах хочется чего-то камерного и небольшого.

Есть несколько гостиниц вне поселка (например Суфруджу-Лесная поляне ЛИИ, куда ведет старый однокресельный подъемник или "Гоначхир") и на горе типа "Тарелки" или "Ростов-ру", для истинных ценителей.

2. Частный сектор. Раньше под частным сектором понимали кирпичные хрущевки по улице Пихтовый Мыс, сейчас выбор стал сильно больше за счет новых домов ЖК "Спутник" и башни ЖК "Вершина".

Хрущевка "дом 5" (с травмпунктом внизу, удобно же))) - бывшая общага для персонала "Горных Вершин" (часть собственников и есть бывший персонал) с коридорной компановкой и нумерацией "хрен найдешь". На общем фоне среди хрущевок это самый ушатаный дом в Домбае, к тому же в нем очень увлекаются перепланировкой и самозахватом (есть просто перегороженный посередине коридор). Еще один нехороший прикол выявили после заезда: валился мужик (ошибся, т.к. не на всех дверях есть номера), открыв дверь своим ключом. Выяснилось, что китайские двери (те, что открывают консервным ножом) мало того, что все на одно лицо, так еще и стоят со стоковой личинкой и ключ подходит к нескольким квартирам в доме. Без жилья не останетесь, просто надо пройтись по этажам.
Остальные дома имеют подъездную компоновку, квартиры в них самые разные по площади и ремонту, попадается как треш, так и очень аккуратные новые интерьеры (а любители арт-треша могут найти логово леопарда в Древнем Риме).

ЖК "Спутник": новый комплекс из 5 семиэтажных домов в самом дальнем уголке поселка. Оттуда до подъемника минут 10 или почти километр. Все квартиры со свежим ремонтом, ценник разный.

ЖК "Вершина": самый лучший вариант в Домбае. Две минуты до метро канаток, почти ски-инн с лягушатника, подземная парковка (мне было критична парковка в принципе), кафе не выходя на улицу. Квартиры на любой вкус, кроме дешевых, но они того стоят. На крыше открытый бассейн (отделка еще не закончена), во дворе - терраса с барбекю. В этом же доме на первом этаже инфоцентр Домбая, где расскажут много интересного.

3. Несколько эксклюзивных вариантов. Раньше сюда можно было отнести одну гостиницу "Чинара" ("дача Косыгина"), в которую не понятно как попасть, но с прошлого сезона в Домбае можно найти еще одно настоящее шале (и еще один вариант с отделкой "под шале"). Шале находится за ЖК "Спутник", рассчитано на небольшую компанию 4-5 человек. Там же стоит находится самая крутая баня в Домбае - в альпийском стиле с купелью в ручье.

В процессе поиска жилья мы пользовались всем, включая авито, вконтактом и airbnb. Три квартиры мы нашли через местный сайт (за весьма скромную комиссию они очень четко работают), а квартира в ЖК "Вершина" нашлась на авито (в виду своей простоты авито крайне популярный сайт у собственников. Чтобы развеять сомнения в реальности варианта, я несколько раз созванивался с хозяйкой и обсуждал детали. Мне даже удалось сторговаться до 7000р/сутки за квартиру с двумя спальнями, кухней-гостиной с 4 спальными местами и машиноместом на подземной парковке).

4. Фото не самое наглядное. Песочные корпуса ЖК "Спутник" в верхнем углу слева, а между тросами - хрущевки "пихтового мыса".

5. Какая-то гостиница у старой первой очереди.

Поднимаясь по обледенелой дороге до Сентинского храма и выше я уже было обрадовался, что в Домбае должен ждать паудер по самый крыши, только вот оказыалось, что снег в теплой Теберде еще ничего не гарантирует. Хотя трассы были готовы лучше и не отсвечивали зеркалом, как год назад, но на горе свежего снега не было около месяца и снежный покров не закрывал многие камни, которых обычно не видно. Первые несколько дней погода стояла морозная и вполне катательная, если бы не дикий ветер: на подъемнике мне даже приходилось прикрываться рюкзаком, но я все равно немного обморозился, а дети не выдерживали больше трех подъемов и отправлялись отогреваться в кафе "Белоснежка". К тому же ветер, как и в прошлом году, принес на трассы песок с подрытых склонов (в Домбае продолжают расширять и прокладывать новые трассы. "Югославка" в нижней части стала совсем комфортной), а снег сдул на куда то на севера. Так продолжалось около 5 дней, пока не пришел теплый фронт, правда опять без снега. Погода стала напоминать март и ниже 2000м появились камни. Камни с лесной трассы, расширенной с пятиметрового траверса до полноценной кательной, за спуск рисовали на лыжах по несколько новых царапин и большая часть народа спускалась домой на подъемнике.

6. Свежеподкопанные трассы, именно с них и несет песок. Это не отсутствие снега, а скорее сильные ветра. Года за четыре склоны порастут травой и этот процесс прекратиться.

7. Вблизи песок выглядит так. Катание по такому абразивному снегу в основном влияет только на эстетическое восприятие.

9. Трасса через лес в нижней части была не такая красивая, как на фото, но все равно лучше по ней, чем в очереди.

10. Один из дней перед отъездом, когда прошел небольшой снегопад и мы с Максом раскатывали кулуар над кафешками.

Внетрасс мы совсем не катали (катание под подъемниками с 10 фотки не в счет), большую часть времени выгуливая младшую группу по трассам и рядом. Да и сводки с полей все равно не сулили ничего, что бы могло нас заставить пожалеть об упущенном за эти две недели отдыха. На южных склонах хорошего снега толком было не найти, а в лесу он был по-весеннему тяжелым (а в ущелье Гоначхира лесу снег вообще был ... мох, как чуть позже проиллюстрировали RideThePlanet). Правда один спуск до Русской поляны мы все-таки сделали, завершив его крайне нелицеприятным общением на повышенных со спасателями (я бы это скорее отнес к инциденту), а человек на шлагбауме на полянее ЛИИ, к которому нас зачем-то отконвоировали (видимо он нужен был в качестве тяжелой артиллерии), вел себя еще более удивительно и все время повторял, что таких как мы лишают снаряжения, правда не понятно, на каком основании. У спасателей своя правда и суть их претензий и угроз я пересказывать не стану, но включать босса было как минимум странно даже не на фоне нашей вполне сопоставимой с ними подготовки, а скорее той вакханалии, которая в это время творилась на поле за шестикреселкой и на скальниках ниже (мы достаточно долго наблюдали сверху за заблудившейся группой, пытаясь их вывести жестами). Одно очевидно - ни сетка, ни таблички "Лавина" и баннеры на канатке не выполняют те функции, на которые так надеются спасы и про которые они рассказывали почти полчаса.

Пока у нас не сильно развита внетрассовая культура и в самом Домбае не так много гидов, способных реально водить. Но если выезжать за трассу даже на юга, я бы порекомендовал хотя бы немного покататься с гидами, для этого лучше всего обратиться к Мурату Темирову, а для скитура - Роману Губанову.

Телефоны спасслужбы Домбая: +7928-028-64-63, частота раций 160.000МГц (у МЧС поселка вроде - 164.400МГц).

11. Тропа вдоль Ульгена. Мы решили не выкатываться на Русскую Поляну, а уйти левее после кулуаров. В конце не очень интересно - снежное поле упирается в частокол из молодняка на крутом склоне и начинается ковырялово. Дальше тропа со снегом разной глубины. На лыжах не критично, а с доской в руках трудозатратно.

Нескольким днями ранее мы получили еще одну порцию наездов ("вам сюда нельзя", "вы вторглись в заповедник", "езжайте куда угодно, только не сюда, вон Гоначхире тоже красиво"), правда это был не конец, а начало подъема на Семенов-Баши и в 7 утра у нас не было желания разворачиваться назад. Мы твердо об этом заявили и все претензии свелись к "я вас не видел, если вдруг что". А что?..

12. Южный склон Семенов-Баши.

Кто был этот человек и зачем он прикрывал свои слабые не к месту разбавленные матом доводы "зоной покоя заповедника" и "лавинной обстановкой", в которой он явно не разбирается, мы так и не поняли. Конечно мы с большим трудом разбираемся в биоразнообразии Кавказа и ущелья Алибек в частности, и совершенно не заботимся о лавинной обстановке, выходя на дикий склон, но мы точно уверены, что два человека не вытопчут столько флоры и не разгонят столько зверья, сколько разгоняет ратрак и снегоход турбазы "Алибек", катая по "зоне покоя" визжащих туристов с селфи-палками. Зато наверное у них есть "Разрешение администрации" (про которое не ведают даже в инфоцентре), которое таким как мы нужно получать где-то в Теберде.

13. Гора Эрцог и Алибекский ледник под ней. Все стерпят и когда-нибудь "санаторий" Алибек снова станет альплагерем.

14. Долина Ульгена, Чучхурский перевал и южные склоны Муссы-Ачитары.

15. Прилег отдохнуть и дальше не пошел. Жара стояла такая, что возникли реальные вопросы к набирающему воду снегу. Даже если бы склон был абсолютно стабилен, то с уходом солнца встал бы бетоном, а у нас на этот счет такого катания отдельные воспоминания из Словакии, где нам пришлось спускаться с перевала по голому практически натечному льду.

16. Сережа был со мной солидарен и мы начали спускаться.

18. Склон, на котором мы ковырялись около 3ч, мы пролетели за 10мин, может меньше. В этом вся соль скитура)))). Ниже в долине снега было достаточно, чтобы не снимая лыж доехать до кладбища альпинистов.

19. Заброшенный бассейн в бывшем альплагере Алибек. Уже нет терема рядом и корпусов с библиотекой, радиорубкой и учебными кабинетами, а яма для воды еще напоминает о былой роскоши.

О развлечениях в поселке.

Моя позиция относительно апрески всегда неизменна: если есть силы подняться и куда-то топать, значит ты плохо покатался. Пару раз мы ужинали в ресторанах (один из которых находится прямо в ЖК "Вершина", кухня обычная "московская"), недостатка которых в Домбае нет. Основной вечерней развлекухой для детей было катание на ватрушках на "стадионе" около гостиницы Горные Вершины (на удивление адекватный сервис с продуманной безопасностью и ценой).

20. Если гулять по поселку, можно найти много атмосферных мест, как со знаком плюс, так и минус. В принципе не сложно составить себе план на три-четыре световых дня. Навскидку приходят сразу трекинг-варианты по трем ущельям и посещение усадьбы заповедника в Теберде (туда добраться можно на попутке).

21. Недостроенная гостиница "Аманауз".

22. Ночной Домбай с крыши ЖК "Вершина". Огромное спасибо Валерию Покутневу за понимание и отзывчивость: открыл мне ночью крышу.

Вместо итого.

• Домбай стараются развивать насколько хватает сил и фантазии. Пока что это постепенное расширение трасс и скромные попытки облагораживания горы. Еще есть программа развития, но она настолько сырая (если не сказать, что разработана явно далекими от гор людьми), что будет даже лучше для всех, если ее похерят. А пока что в Домбае можно строить где угодно (общался с лесничеством "как же так получается", а лесничество боится всех...) и что угодно, лишь бы запустить к сезону. Я уж молчу о том, что зона ответственности хозяев гостиниц должна распространяться далеко за рамки их 15 соток, а не как сейчас "забор-граница".

• Помимо заповедника, ущелья Алибек и Ульген относятся к погранзонам, т.е. желательно зарядиться пропуском. Тем более что теперь его делают через госуслуги не выходя из дома. Летние КПП-вагончики за Алибеком и на Русской Поляне пустовали, но в один из дней я, спускаясь по лесной трассе, встретился с мобильным нарядом, выходящим из долины Ульгена. Не думаю, что общение с ними по красочности и результатам как-то отличалось от общения с теми вахтерами, с которыми мы подружились раньше, но правила просты и нет ничего проще, чем получить по почте бумажку (мы же не заморачивались, т.к. совсем не планировали рейдов по приграничным территориям).

• Ски-пассы. У нас не было особой стратегии по покупке ски-пассов. В основном мы брали один подъем на гандолах и шестикреселке, а потом весь день катались по "абонементу" за 800р на пятой очереди (в малоснежную или теплую погоду все, что ниже 2500 обычно не интересно, если не сказать опасно). За эту поездку я ни разу не поднялся на 3200 - не было желания платить за медлительную четырехкреселку отдельно, да и делать там нечего. Единая система ски-пассов - домбайская утопия, но кататься можно и без нее, главное в высокий сезон не попадать (на 23е февраля на старых креслах были дикие очереди и мы катались, в порядке исключения, на шестикреселке).

• Бард-кафе "Белоснежка" на 2500 нас традиционно грело и согревало. Трудно найти в Домбае место душевнее...